История специальности

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии: душа (все исследователи до начала XVIII века), явления сознания (английская эмпирическая психология), непосредственный опыт субъекта (структурализм), приспособляемость (функционализм), происхождение психических деятельностей (психофизиология), поведение (бихевиоризм), бессознательное (психоанализ), процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология), личный опыт человека (гуманистическая психология). В связи с таким разнообразием предмета психологии в разные этапы ее развития, история психологии является важным компонентом для понимания науки психологии. Коротко история психологии выглядит так.

Античность. Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Далее, средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина.

В Новое время в 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Рене Декарт считали, что тело и душа имеют разную природу — это был новый взгляд на проблему психологии.

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук. Например Вильгельм Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

Первые десятилетия XX века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Тогда же в США активно развивается бихевиоризм —школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова о научении. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы. В Германии развивается гештальтпсихология где было открыто много феноменов восприятия и мышления. Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. В этот период интенсивно разрабатываются и становятся популярными тесты интеллекта. В 1930—1940-е годы в Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи вынуждены эмигрировать в США , где развивается американская социальная психология. А в европе Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное». Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии.

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности. Но постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР. А вторая мировая война во всем мире вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и психологии труда.

1950—1960-е годы можно назвать расцветом психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период. Появляются гуманистическая психология и психотерапия и происходит бурное развитие социальной психологии в США. Интересно, что в конце 60-х годов вместе с ростом популярности исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста.

В 1970—1980-е годы и по настоящее время происходит бурный рост когнитивной психологии. В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний.

Хочется коротко остановиться на особенностях психологической мысли в Казахстане. Впервые наш знаменитый земляк великий мыслитель Аль-Фараби в своих трактатах «Указание пути к счастью», «Большая книга о музыке» обращает внимание читателей на психологические аспекты обучения и воспитания. Трактаты Ю. Баласагуни «Кудагу білім», М. Кашгари «Дивани лугат ат-тюрк», А. Яссави «Ақиқат сыйы» (ХI-ХII вв.) внесли неоценимый вклад в сокровищницу психологической мысли составляющую общечеловеческую, этико-филосовскую культуру народов Центральной Азии. Велик вклад в развитие отечественной психолого-педагогической мысли выдающегося казахского мыслителя А. Кунанбаева (1845-1904). В своих трудах один из первых казахских педагогов И. Алтынсарин (1841-1889) рассматривал процесс формирования личности ученика под влиянием личности учителя. Эти положения нашли свое отражение в его знаменательном труде «Вопросы общественной психологии». Т.Т. Тажибаев был избран действительным членом (академик) АН Казахской ССР по специальности «Психология и педагогика» в 1954 г. Один их выдающихся психологов Казахстана М.М. Муканов в своем труде «Выявление и развитие способностей у детей» (1960) особое внимание уделял квалификации и опыту психолога. В сентябре 1958 г. учреждено Казахстанское отделение Общества психологов СССР.

В настоящее время, психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.

Следует обратить внимание на то, что деятельность психологов в Республике Казахстан не является лицензируемой, формальное право называть себя психологами имеют люди, получившие профильное психологическое образование.